История возникновения препарата "Ботокс", "Лантокс", "Ксеомин" и "Диспорт"

История медицины знает немало фактов, когда злейшие враги человека и очень опасные для его жизни ядовитые вещества (токсины) - использовались для лечения различных заболеваний. Наиболее яркими примерами такого использования является применение при сердечной недостаточности препаратов ядовитого растения наперстянки (дигитоксин), даже сохранившего в своем названии сущность своей природы. Другим примером служит применение веществ, получаемых из ядовитого грибка спорыньи (эрготамин) для лечения мигренозного приступа. Экстракт ядовитой красавки (белладоны) применяется для снятия различных спазмов внутренних органов - кишечника, мочевого пузыря, мочеточников, в лечении гастритов и язвенной болезни и др.

Но все это - вещества растительного происхождения, и выделение их из растительного сырья особенных проблем не вызывает.

Другое дело - ядовитые вещества животной или бактериальной природы. Существует целый ряд микроорганизмов (бактерий), основным свойством которых является непереносимость атмосферного воздуха. Их общее название отражает это свойство - анаэробы (an-отрицание, aeros- воздух (греч.)). В этой компании особо выделяется семейство т.н. клостридий, отличающееся особой опасностью своих представителей, так. Например, Closridium Tetani является возбудителем столбняка, а Clostridium botulinum - ботулизма.

Ботулизм как заболевание известно очень давно. Основным источником заражения является пища (botulus - колбаса), внутри которой, в условиях отсутствия атмосферного воздуха (идеальный пример - консервированные продукты), попавшие туда при плохой обработке микробы размножаются и выделяют яд - ботулинический токсин. При попадании в организм достаточного количества этого вещества последствия бывают очень грустными - развивается нарастающая мышечная слабость и больной может погибнуть из-за нарушения дыхания.

Изучение механизмов действия ботулинического токсина показало, что оно сводится к прерыванию связи между нервом и мышцей, в результате чего, не получая управляющих сигналов, мышца перестает работать. Это свойство ботулинического токсина давно привлекает медиков ввиду того, что большое количество неврологических заболеваний сопровождается повышенным мышечным напряжением и болезненными мышечными спазмами. Для лечения таких состояний применяются специальные лекарственные препараты - миорелаксанты ("расслабляющие мышцу"), но, как и всякие другие медикаменты, они имеют и противопоказания, и побочные эфффекты, и, самое главное, предел своей эффективности. Кроме того, будучи введенными в организм, они распределяются в нем широко и не могут тем самым оказывать местного действия. Кроме того, есть у них и предел эффективности.

А вот если бы была возможность просто отключать спазмированных мышцы, или изолированно изменять степень их напряжения, тогда страдания большого числа больных были бы значительно уменьшены. Для решения этой задачи идеально подошел бы ботулинический токсин, введеннный непосредственно в страдающую мышцу.

Но на пути ученых и медиков встала большим препятствием проблема трудности выделения, наработки токсина, и еще более сложная - сохранения его в "рабочем" состоянии, поскольку, уже, будучи наработанным, он отличался редкостной нестабильностью во внешней среде. Проблемы эти были столь значимы, что разрешить их удалось только в 70-х годах XX века. И вот наконец в 1981году Эдвардом Шантцем было накоплено достаточное количество высокоочищенного токсина и офтальмолог Аллан Скотт впервые применил его в медицинской практике для коррекции косоглазия. За прошедшее со времени этих замечательных достижений время ботулинический токсин стал незаменимым в практике работы врачей - неврологов и даже косметологов.

Обязательно предварительная запись. Для вашего удобства Вы можете записаться на прием в Клинику по телефону +7 (499) 150-07-40 или запись через сайт