лечение нижнечелюстного сустава (ВНЧС)

Дисфункция височного нижнечелюстного сустава

Лечение нижнечелюстного сустава

Дисфункции нижнечелюстного сустава (ВНЧС) сегодня рассматривается как самая частая причина хронической боли в лице, не связанная со стоматологическими заболеваниями. Боль в лице, связанная с патологией в области височного нижнечелюстного сустава, встречается у 19—26% взрослого населения, причем у женщин она наблюдается в 1,5 раза чаще, чем у мужчин.

Симптомы

Люди, страдающие от боли в нижнечелюстном суставе могут ощущать боль в лице, в области верхней и нижней челюсти, в шее и плечах, а также в ухе и вокруг уха. Боль может быть постоянной или появляться при жевании, разговоре, открывании рта. Зачастую боль также сопровождается ощущением усталости в лице и отеком. Помимо боли в лице, может появляться головная боль, боль в шее, в ухе, зубная боль, ощущение жжения и колющая боль в лице, а также ощущения прострелов и проколов. Кроме боли, встречаются и более редкие и поэтому еще более трудные для диагностики симптомы: шум, звон или заложенность в ушах, несистемное головокружение и даже зуд или покалывание в области головы и шеи. Болевые ощущения могут развиваться постепенно, но многие люди отмечают резкое начало боли и сопутствующих симптомов. Возникновение трудностей с жеванием, невозможность широко открыть рот, появление хруста/щелкания при открывании или закрывании рта, а также блокирования нижней челюсти — все это свидетельствует о повреждении самого височно-нижнечелюстного сустава и облегчает диагностику врачу.

Диагностика при дисфункции нижнечелюстного сустава

Ранее дисфункция нижнечелюстного сустава рассматривалась исключительно кака патология височного нижнечелюстного сустава и как последствие подвывиха нижней челюсти, артрита, артроза или травмы нижнечелюстного сустава, а также окклюзионных нарушений. Однако в 2014 г. были приняты «Диагностические критерии дисфункции нижнечелюстного сустава для применения в клинической практике и научных исследованиях», разработанные Международным сетевым консорциумом RDC/TMD и Группой по изучению орофациальной боли (International RDC/TMD Consortium Network and Orofacial Pain Special Interest Group). В соответствии с этими критериями, дисфункция височно-нижнечелюстного сустава подразделяется на две группы:

У большого числа пациентов с проблемами в нижнечелюстном суставе наблюдается болевая форма, т.е. боль в области жевательных мышц, при этом патологии самого сустава не обнаруживается.

Лечение ВНЧС в клинике

На основе современного понимания заболевания нижнечелюстного сустава разработан целый ряд методов лечения. Лечение височно-нижнечелюстного сустава включает большой спектр нелекарственных и фармакологических подходов, которые применяются в нашей клинике:

1. Обучение пациентов. Важную роль играет информирование пациентов о причинах и форме дисфункции нижнечелюстного сустава и важности модификации поведения (например, активно фокусировать свое внимание на том, чтобы не сжимать зубы), о специальном режиме приема пищи.
  2. Корректный подбор лекарственной терапии. Прием противовоспалительных препаратов часто является терапией первого выбора и эффективно купирует боль при заболевании нижнечелюстного сустава.
  3. Обучение специальной гимнастике. После компресса выполняются определенные упражнения на растяжение жевательных мышц.
  4. Когнитивно-поведенческая психотерапия и биологическая обратная связь (БОС терапия) также обладают высокой эффективностью и всесторонним положительным воздействием на самочувствие человека.

При хроническом заболевании нижнечелюстного сустава в тактику лечения входят:

1. Назначение прием антидепрессантов.
  2. Разработка у стоматолога миорелаксирующей шины (особенно в случае ночного бруксизма) и оценки наличия и коррекции окклюзионных нарушений.
  3. При болевом синдроме возможно проведение инъекций препарата в триггерные точки в жевательной, височной и крыловидных мышцах.
  4. И наконец, лечение ботулотоксином типа А (ботулинотерапия) дисфункции нижнечелюстного сустава продемонстрировало высочайшую эффективность!Такая терапия может позволить не только достичь длительного и устойчивого расслабления мышц жевательной группы и облегчения боли, связанной с миофасциальным болевым синдромом в этих мышцах, но и временной ремиссии ночного бруксизма, что позволит снизить риск развития внутрисуставной формы дисфункции височного нижнечелюстного сустава.
  5. Также врачи нашей клиники проводят лечение сопутствующих заболеваний, которые способствуют развитию заболеваний нижнечелюстного сустава.

Врачи, специализирующиеся на лечении дисфункции нижнечелюстного сустава: