Вейн Александр Моисеевич (1928-2003) - основатель клиники головной боли и вегетативных расстройств

Клиника головной боли и вегетативных расстройств создана в 1999 году академиком Российской Академии Медицинских Наук Александром Моисеевичем Вейном – уникальным клиницистом, родоначальником отечественной вегетологии, ученым с мировым именем.

Александр Моисеевич Вейн - автор более 50 монографий и 2000 научных публикаций в России и зарубежом. Под его руководством защищено 50 докторских и более 100 кандидатских диссертаций. Большинство врачей клиники являются учениками и последователями этого выдающегося ученого.

биография

Александр Моисеевич Вейн родился в 1928 году в семье московского врача. В 1951 году защитил диплом врача с отличием во 2-м МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова (ныне РГМУ им. Н. И. Пирогова). Был распределен в областную больницу Вологды, где проработал в течение трёх лет в должностях врача-невропатолога, заведующего отделением и главного врача. По возвращении в Москву поступил в ординатуру в Центральный институт усовершенствования врачей к крупнейшему неврологу и нейрофизиологу, организатору науки и медицины, действительному члену АМН и члену-корреспонденту АН СССР Николаю Ивановичу Гращенкову.

После окончания ординатуры Александр Моисеевич был приглашен на работу Н. И. Гращенковым в лабораторию нейрогуморальных регуляций. Здесь родилась отечественная научная сомнология: под руководством A. M. Вейна и Л.П. Латаша. Здесь проводились эксперименты, которые при той власти были затруднены. Эксперименты были по обучению и состоянии памяти во сне, влияния дневного стресса на последующий ночной сон, субъективной оценки времени во сне, а также различных форм патологии сна при нарколепсии, инсомнии, сосудистых поражениях и опухолях мозга, и пр. За эти годы Александр Моисеевич Вейн прошел путь ученого от младшего научного сотрудника до заведующего лабораторией в 1966 г. В 1959 году он защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата медицинских наук, а 1964-м — стал доктором медицинских наук.

Через несколько лет (в 1970 г.) под предлогом реорганизации лаборатории он был освобожден от руководства ею. Он и несколько его преданных сотрудников и учеников Вейн А. М. были вынуждены уйти из лаборатории и АН СССР. Министр здравоохранения СССР того времени академик Б. В. Петровский своим приказом перевел группу А. М. Вейна в подведомственный ему Научно-исследовательский центр 1-го Московского медицинского института им. И. М. Сеченова (ныне — Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова), где Вейн А. М. организовал и возглавил отдел патологии вегетативной нервной системы. Вейн организовал кафедру нервных болезней и на посту ее руководителя оставался до конца своих дней, сохранив два основных направления научной и клинической работы: вегетативная патология, а также физиология и патология сна человека.

А.М.Вейн был руководителем проектов РФФИ, №№ 93-04-06702-а ("Медицина сна: особенности организации дыхательной и кардиоваскулярной системы у больных с пароксизмальными состояниями, возникающими в период сна", 1993-1995), 98-04-48900-а ("Роль мелатонина эпифиза в регуляции цикла сон-бодрствование", 1998-2000), 01-04-49496-а ("Церебральные механизмы поддержания цикла бодрствование-сон у человека: причины нарушений и методы их коррекции", 2001-2003).

Александра Моисеевича можно назвать прирожденным педагогом, на его лекциях всегда не хватало мест, какой бы большой ни была аудитория, на них никогда не было скучно, какой бы трудной ни была тема. Его лекции не только давали информацию, но и воспитывали особое отношение к учителям, к истории неврологии, заряжали энергией. Он всегда виртуозно проводил еженедельные клинические разборы, выстраивая рассуждения от симптома к синдрому и болезни, последовательно отвечая на три главных вопроса: что (синдром), где (топическая диагностика) и почему (клинический диагноз). Его разборы – это настоящая школа истинного неврологического клинициста.

Александр Моисеевич Вейн - автор более 50 монографий и 2000 научных публикаций в России и зарубежом. Под его руководством защищено 50 докторских и более 100 кандидатских диссертаций. А. М. Вейн является автором книг «Бодрствование и сон», «Вегетососудистая дистония» , «Неврозы в эксперименте и клинике» , «Заболевания вегетативной нервной системы» , «Сон и человек» , «Головная боль» , «Панические атаки» и около 400 других работ.

А. М. Вейна отличал широкий кругозор. Кроме неврологии, сомнологии его научный интерес распространялся и на другие области медицины, в частности, на гастроэнтерологию.

Созданная в 1999 году А. М. Вейном Клиника головной боли в 2003 году была реорганизована и получила наименование «Клиника головной боли и вегетативных расстройств академика Александра Вейна». Большинство врачей Клиники являются учениками и последователями этого выдающегося ученого и врача, уникального клинициста, родоначальника отечественной вегетологии, ученого с мировым именем. Они развивают его научные идеи и продолжают лечебные традиции до сих пор.

Большинство врачей Клиники являются учениками и последователями этого выдающегося ученого.

Александр Моисеевич Вейн о головной боли и вегетативных расстройствах на телеканале ОРТ, в программе "Здоровье" у Елены Малышевой, 6 февраля 1998 года.