Кластерная (пучковая) головная боль

Кластерная головная боль

Кластерная головная боль или пучковая головная боль является строго односторонней болью и лишь у 15% пациентов может наблюдаться смена стороны боли от одного пучка к другому. Пучковая головная боль, как правило, локализуется вокруг глаза и захватывает висок, лоб, область щеки и верхнюю челюсть на той же стороне. В более редких случаях кластерная головная боль иррадирует в нижнюю челюсть, зубы и даже шею. Боль при пучковой головной боли имеет очень высокую интенсивность. Она обычно описывается в таких терминах: “сверлящая”, “рвущая” или “жгучая”; пациенты сообщают об “ощущении выдавливания глаза” или о “раскаленной игле, воткнутой в глаз”.

Кластерная головная боль настолько мучительна, что у большинства наблюдается выраженное двигательное возбуждение. Известны суицидальные попытки во время приступа с целью прекратить свои страдания, поэтому кластерную головную боль называют суицидальной.

Лечение кластерной головной боли эффективно только препаратами, обладающими быстрым действием. Обычные анальгетики не эффективны, наркотические анальгетики дают лишь слабый эффект. Лечение кластерной (пучковой) головной боли основано скорее на эмпирических данных, чем на патофизиологической концепции заболевания. Оно может быть разделено на терапию в остром периоде, направленную на прерывание отдельных атак, и профилактическую терапию, целью которой является подавление атак и сохранение ремиссии в течение ожидаемой длительности кластерного периода. В клинике лечения кластерной головной боли им. Вейна с успехом подбирают оптимальную терапию при пучковой головной боли.

Стоит отметить, что в лечении кластерной формы головной боли немедикаментозное лечение неэффективно почти у всех пациентов.

Для подбора эффективного лечения кластерной или пучковой головной боли обратитесь к врачам нашей клиники:

причины кластерной головной боли

По данным исследований выделены следующие возможные причины (триггеры) атак кластерной головной боли:

Признаки кластерной головной боли

Характерным признаком кластерной головной боли является вегетативное сопровождение атак на стороне боли. Наиболее часто наблюдаются слезотечение и покраснение склеры, заложенность носа. Другие симптомы (потливость и отечность лица, синдром Горнера и др.) встречаются гораздо реже.

Системные вегетативные нарушения также могут возникать во время болевого приступа кластерной головной боли.

Атаки пучковой головной боли имеют среднюю продолжительность 45—90 мин. и возникают в среднем с частотой 1—3 раза в сутки.

Обычно боль возникает внезапно и быстро, в течение 5—10 мин. достигает максимальной интенсивности. Сопровождающие симптомы, как при мигренозной головной боли, значительно менее выражены. Признаком пучковой головной боли являются ночные атаки, будящие пациентов в одно и то же время ночи. Пучковую головную боль (кластерную головную боль) поэтому называют «будильниковой» головной болью, поскольку она подобно будильнику будит пациента в определенный час среди ночи. Особенностью большинства пациентов с пучковой головной болью являются внешний вид и психологические особенности пациентов.

Кто подвержен атакам кластерной головной боли

Пациенты, страдающие пучковой головной болью, часто имеют атлетическое телосложение, курят и часто употребляют алкоголь. Их лицо, с глазами орехового цвета, глубокими мимическими морщинами, утолщенной кожей с множественными телеангиоэктазиями, напоминает “лицо льва”. Внешний вид полностью противоположен эмоционально-личностным особенностям. За внешне мужественным обликом скрываются чувствительность, нерешительность, склонность к тревоге и ажитации, потребность в психологической поддержке со стороны близких людей — “сердце мыши”.

Из истории кластерной (пучковой) головной боли

Кластерная (пучковая) головная боль является одной из наиболее мучительных форм первичных цефалалгий и встречается редко по сравнению с такими заболеваниями, как мигрень и головная боль напряжения. Кластерную головную боль ранее рассматривали как вариант мигренозной головной боли. Впервые термин “кластер” использовал M. Kunkle (1952 г.) для обозначения периодичности серий атак боли при этом заболевании. Заслуга выделения в отдельную клиническую форму пучковой головной боли и описания характерных клинических признаков принадлежит норвежскому исследователю О. Sjaastad. Именно его исследования легли в основу диагностических критериев, использованных в последующем в Международной классификации головной боли.

Циркадные ритмы и кластерной (пучковой) головной боли

Теория биологических часов частично возникла из-за циклической природы кластерных головных болей и того факта, что они часто появляются в одно и то же время суток в течение цикла. Циркадная периодичность приступов и периодичность, наблюдаемая в кластерный период, указывает на дезорганизацию биологических ритмов, что заставляет предположить вовлечение гипоталамуса в патофизиологию кластерной головной боли. Недавние функциональные и структуральные нейровизуализационные исследования подтверждают это предположение, указывая на изменения в этой конкретной области. Около 50% атак кластерной головной боли происходит ночью. Уровень секреции мелатонина строго соответствует циркадным ритмам, которые регулируются супрахиазмальным ядром. Циркадные ритмы обеспечиваются сигналами света, проходящими между сетчаткой и гипоталамусом. Нормальный ночной пик секреции мелатонина ослабевает в острую фазу кластерной головной боли и экскреция его метаболитов нарушается. В двух позитивных исследованиях с небольшим количеством пациентов показана эффективность использования мелатонина в лечении пучковой головной боли.

Критерии кластерной головной боли

В Международной классификации головной боли МКГБ кластерная головная боль относится к первичным формам головной боли.

Кластерная (пучковая) головная боль при эпизодических и хронических формах характеризуется:

Видео о кластерной головной боли