Препараты токсина ботулизма в лечении гипергидроза - повышенной потливости

История медицины знает немало фактов, когда злейшие враги человека и очень опасные для его жизни ядовитые вещества (токсины) – использовались для лечения различных заболеваний. Наиболее яркими примерами такого использования является применение препаратов таких ядовитых растений как наперстянка и белладонна. Другим примером служит применение веществ, получаемых из ядовитого грибка спорыньи (эрготамин) для лечения мигренозного приступа. Но все это – вещества растительного происхождения, и выделение их из растительного сырья особенных проблем не вызывает. Другое дело – ядовитые вещества животной или бактериальной природы. Особо выделяется семейство т.н. клостридий, отличающееся особой опасностью своих представителей, так. Например, Closridium Tetani является возбудителем столбняка, а Clostridium botulinum – ботулизма. Ботулизм как заболевание известно очень давно. Основным источником заражения является пища, внутри которой, при плохой обработке микробы размножаются и выделяют яд – ботулинический токсин. При попадании в организм достаточного количества этого вещества последствия бывают очень грустными –больной может погибнуть из-за нарушения дыхания. Изучение механизмов действия ботулинического токсина показало, что оно сводится к прерыванию связи между нервом и мышцей, а также нервом и потовой железой, в результате чего, не получая управляющих сигналов, мышца перестает сокращаться, а железа – выделять пот. В 1981году Эдвардом Шантцем было накоплено достаточное количество высокоочищенного токсина и офтальмолог Аллан Скотт впервые применил его в медицинской практике. За прошедшее время ботулинический токсин стал незаменимым в практике работы врачей – неврологов и косметологов.

При гипергидрозе, и без того значительным в покое, потоотделение даже при незначительной физической или эмоциональной нагрузке усиливается настолько, что становится видимым окружающим – буквально «пот катится градом». Ведь одно дело, когда он «катится» с выполняющего тяжелую физическую работу мужчины, и совсем другое, когда человек покрывается потом, лишь слегка заволновавшись, а если это еще и женщина... Чаще гипергидроз носит ограниченный характер, затрагивая ладони, стопы, подмышечные впадины или голову (лицо или волосистую часть). В редких случаях он охватывает все перечисленные области.

Нельзя, конечно, сказать, что гипергидроз есть болезнь, угрожающая Вашей жизни. Нет. Однако повышенная потливость приводит к тому, что страдающий ею человек избегает здороваться за руку (потные ладони) или не может снять обувь при посторонних (влажные носки), вынужден строго ограничивать себя в выборе верхнего платья. Все это является причиной постоянной, длительно существующей душевной травмы и в результате приводит к ограничению круга общения, концентрации на своих переживаниях, постоянно плохому настроению. А ведь все, что мы сейчас перечислили – симптомы депрессии, которая сама по себе уже требует отдельного медицинского вмешательства. Какова же связь между гипергидрозом и практикой применения токсина ботулизма? – Как оказалось, этот препарат столь же успешно прерывает связь и между нервом и потовой железой, фактически прекращая ее функционирование. Для снижения потоотделения небольшие дозы ботулотоксина вводятся туда, где расположены потовые железы – внутрь кожного покрова, при помощи тонкой иглы. Через несколько дней после правильно проведенной процедуры уровень потоотделения резко сокращается и эффект удерживается довольно долго – от 4-х до 6-8 месяцев, затем постепенно сходит на нет. Обратимость действия – одно из привлекательных свойств ботулотоксина. Он ничего не выключает «навсегда», и через некоторое время эффект его прекращается, создавая необходимость повторного введения, что позволяет контролировать ситуацию (бывает, что для повторных инъекций требуются меньшие дозы препарата, бывает, что кому – то удобно проходить процедуру лечения перед какой-нибудь ответственной поездкой, и т. д.). Осложнения при применении препаратов ботулинического токсина редки и связаны, прежде всего, с его контактным проникновением за пределы зоны необходимого действия, например, в соседние мышцы. Но, поскольку таким образом проникают незначительные количества препарата, эти эффекты скоро, в течение нескольких дней, самоустраняются, оставляя за собой ожидаемый эффект от введения препарата. Эффективность полученных лечебных результатов превзошла многие ожидания. Препараты ботулинического токсина позволили разрешить неразрешимые ранее задачи клинической медицины, вернуть здоровье и уверенность в себе многим людям. И в настоящее время продолжается расширение показаний к применению этих препаратов, но продолжается с большой осторожностью, на основе тщательных научных исследований и длительного наблюдения за пациентами.

Обязательно предварительная запись. Для вашего удобства Вы можете записаться на прием в Клинику по телефону +7 (499) 150-07-40 или запись через сайт