Психотерапия боли

КАК ПСИХОТЕРАПИЯ ВЛИЯЕТ НА БОЛЬ

Казалось бы, как связана реальная физическая боль и психотерапия? Дело в том, что существует психофизическое единство. И при наличии регулярной, хронической головной боли или другой локализации боли в головном мозге формируется устойчивый очаг возбуждения, который приводит к феномену «боль без боли». То есть противоболевая система человека дает сбой - боли уже нет, а человек продолжает ее чувствовать. Психотерапия болевого синдрома может влиять на ключевой момент - на состояние постоянного вслушивания в себя и ожидания наступления нового болевого приступа. Подобное избыточное внимание приводит к тому, что боль превращается в страдание. То есть, если мы оцениваем боль на 5 баллов, то при пристальном вслушивании боль переходит на 10 бальный показатель и даже более.

Доказательная медицина и психотерапия при болевом синдроме

Современная доказательная медицина в таком случае говорит о недостаточности применения только медикаментозного лечения и рекомендует применение психотерапии. Она включает в себя классические приемы работы с убеждениями, с ощущением собственной ничтожности, с тревогами и темой личных и рабочих отношений. К примеру, уровень счастья во всем мире, на разных материках имеет разные значения и причины. Но константой снижения уровня счастье везде проходит причина дисбаланса в работе и личной жизни. Наличие этих факторов могут приводить к хронизации боли. Метод психотерапии позволяет научить человека находить триггеры, способствующие возникновению болевого приступа. Собрав и объединив триггеры на определённом промежутке времени, человек устанавливает причинно-следственную связь, определяет мысли-маркеры типа «все пропало», «у меня ничего не получится» и другие похожие установки; обнаруживает влияние стресса на интенсивность болей.

Примеры психотерапевтической работы с убеждениями

Приведем пример, как человеку определить, от чего у него заболела голова в ситуации, когда он не попросил партнера не курить на кухне, использовав автоматическое убеждение «у меня все равно ничего не получится»? На психотерапии можно установить от чего именно возникла боль? От дыма? Или от того, что не попросил, расстроился и остался не доволен собой? Мы помогаем обнаруживать такие триггеры и заменять их на более эффективные и реалистичные убеждения. Сам свои базовые убеждения человек часто не замечает, потому что они, как воздух вокруг него, и определить их бывает сложно (глаз не видит сам себя).

Часто с болью коррелируют катастрофические убеждения. Мир на сегодня не определен и не стабилен. С одной стороны, мир всегда был для человека таким, но информации об этом было гораздо меньше. В то время как в современном мире, мы каждый день получаем информацию об огромном количестве угроз. Таким образом, базовые катастрофические убеждения, связанные с тем, что «все будет плохо», «я в опасности», «я беззащитна или я беспомощен» могут провоцировать возникновение болей или приводить к депрессии, что также может вызывать болевые синдромы. В современные протоколы работы с болью входит обучение навыкам межличностной эффективности: как мы умеем отказывать, просить, как мы умеем поддержать другого человека, защитить себя в непростых условиях.

Российское общество имеет хорошие навыки терпения, высокую эмпатию по сравнению с другими регионами, но с остальными навыками испытывает серьезные проблемы. Поэтому на психотерапии обучают людей, как заводить друзей; как добиваться своей цели без конфликта; как не разрушить себя в сложных отношениях. Нередко человек с болями обладает высоким уровнем самокритики. То, как мы думаем и о чем - влияет на нашу нейрохимию, и совершив ошибку, человек может критиковать себя несколько дней и в течение этих дней негативно воздействуя на свою психику и мозг.

Рекомендации по применению психотерапии

Психотерапия позволяет снизить количество болевых приступов и их интенсивность. По международным стандартам лечение занимает от 10 до 25 сеансов, с частотой 1 раз в неделю.

запишитесь на прием к специалисту