стандарты лечения в клинике

принципы доказательной медицины

В клинике головной боли и вегетативных расстройств им. Вейна мы проводим лечение заболеваний в соответствии со стандартами Минздрава РФ, учитывая международные стандарты. Врачи клиники в своей практике применяют подход доказательной медицины. Применение подхода доказательной медицины подразумевает такой подход, при котором решения о применении профилактических, диагностических и лечебных мероприятий принимаются исходя из имеющихся доказательств их эффективности и безопасности. Известно, что многие, даже существующие длительное время медицинские традиции и «общепризнанные» методы до сих пор не были подвергнуты адекватной научной проверке. Врачи нашей клиники в основном используют методы лечения, прошедшие научную проверку и соответствующие принципам доказательной медицины уровня IА.

Уровень доказательной медицины IА означает, что на данные методы были проведены большие двойные слепые плацебоконтролируемые исследования, а также использованы данные, полученные при мета-анализе нескольких рандомизированных контролируемых исследований.

Это означает, что в нашей клинике вы получаете только научно проверенное и доказанное лечение и самые современные методики.

Основные принципы доказательной медицины:

Стандарты лечения головной боли напряжения Минздрава РФ

*выдержка из стандартов Минздрава РФ

Рекомендуется три подхода к лечению ГБН: поведенческая терапия, купирование болевых эпизодов и профилактическое лечение.

Препараты для профилактического лечения ГБН

Эффект антидепрессантов обусловлен их собственным противоболевым действием вследствие усиления активности антиноцицептивных (противоболевых) систем. Анальгетическое действие антидепрессантов наступает раньше, чем собственно антидепрессивное действие и в меньших дозах.

Немедикаментозное лечение

Рекомендуется комбинировать фармакологическое лечение ГБН с немедикаментозными методами.

Рекомендуется метод биологической обратной связи по электромиограмме перикраниальных мышц (ЭМГ-БОС) для обучения пациентов с ГБН психологическому и мышечному расслаблению. Экспериментальные работы указывают на активацию антиноцицептивных систем с увеличением уровня β-эндорфинов в плазме крови на фоне применения БОС. Серия повторных сеансов (от 8 до 15) позволяет существенно снизить частоту эпизодов головной боли напряжения и уровень тревоги. Рекомендуется когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и методы релаксации для уменьшения эмоционального напряжения.

Стандарты лечения мигрени Минздрава РФ

*выдержка из стандартов Минздрава РФ по лечению мигрени

Диагностика мигрени

Диагностика мигрени является исключительно клинической и основана на данных анамнеза, тщательном анализе характеристик головной боли и их соответствии диагностическим критериям МКГБ. Диагностическую ценность имеет дневник головной боли, который позволяет отличить приступ мигрени от приступа головной боли напряжения и других форм головной боли, а также выявить злоупотребление обезболивающими препаратами.

Лечение мигрени

Лечение мигрени в первую очередь направлено на облегчение течения заболевания (приступов головной боли и межприступного периода), улучшение качества жизни пациентов и предотвращение хронизации заболевания. Лечение мигрени включает: 1) купирование болевого приступа; 2) профилактическую терапию; 3) обучение пациента (поведенческую терапию). Лечение пациентов с неосложненной мигернью может осуществляться на этапе первичной помощи как неврологом, так и врачом общей практики. Пациенты с тяжелым течением мигрени, в т. ч. с хронической мигренью, множественными коморбидными нарушениями, лекарственным абузусом оптимально должны наблюдаться в специализированных центрах головной боли.

Лечение приступа мигрени направлено на уменьшение интенсивности, длительности болевого эпизода и сопутствующих симптомов, а также на восстановление общего состояния пациента. Для купирования приступа мигрени используются анальгетики и/или НПВС (предпочтительно некомбинированные), триптаны, реже эрготамин-содержащие препараты. Лечение приступа следует начинать как можно раньше (в течение первых 30 мин приступа). У пациентов с непродолжительным анамнезом мигрени и легкими приступами хороший эффект оказывают простые анальгетики.

Препараты для лечения мигрени

Анальгетики, обладающие доказанной эффективностью в купировании приступа мигрени:

Наибольшей эффективностью и высоким уровнем доказательности (А) обладают специфические препараты – агонисты серотониновых рецепторов типа триптаны, показанием к применению которых является купирование приступа мигрени. Триптаны обладают преимуществом у пациентов с исходно тяжелыми приступами и выраженной дезадаптацией, а также при длительном анамнезе мигрени, когда эффективность анальгетиков существенно снижается.

Лекарственные средства с доказанной эффективностью, рекомендуемые для профилактики мигрени

Профилактическое лечение показано пациентам с частой эпизодической и хронической формами мигрени. Превентивное лечение направлено на снижение частоты и тяжести приступов, преодоление злоупотребления лекарственными препаратами для купирования головной боли, лечение коморбидных нарушений и повышение качества жизни пациентов.