Правила приёма лекарств при мигрени

Начнем с обсуждения правил приема лекарств. Они основаны на нашем растущем понимании патофизиологических процессов, лежащих в основе приступов мигрени, и могут помочь нам понять, как действуют обезболивающие препараты. Чувство боли во время приступа мигрени объясняется расширением и воспалением сосудов в оболочках головного мозга. Именно поэтому головная боль усиливается при даже небольшой физической нагрузке, кашле и наклонах головы. Болевая импульсация от сосудов проводится по волокнам тройничного нерва в его ядро в спинном мозге. Эти нейроны принимают поток информации от твердой мозговой оболочки и кожи головы и периорбитальной области. Именно поэтому на этом этапе у многих пациентов появляется чувствительность или болезненность кожи головы и периорбитальной области — кожная аллодиния. Было показано, что этот феномен начинает развиваться через 2 ч после начала приступа, и границы его распространения превышают размер болевых зон и могут заходить на противоположную половину головы и на верхние конечности. На более поздних этапах включаются и центральные нейроны в головном мозге — развивается тошнота, рвота, фото-, фоно- и осмофобия. К этому моменту приступ мигрени полностью разворачивается и становится мучительным для пациента. Традиционные препараты для купирования мигренозных приступов — противовоспалительные средства и триптаны — действуют на периферические рецепторы и прекращают воспаление в сосудах. Поэтому прием анальгетиков позже, чем через 2 ч от начала приступа чаще всего приводит лишь к незначительному уменьшению силы боли и исчезновению пульсации и усиления боли при нагрузке. При этом симптомы центрального генеза (тошнота, рвота, фото-, фонофобия и кожная аллодиния) могут сохраняться. Именно поэтому так важно при беседе с пациентом добиться полного понимания того, что анальгетики при мигрени необходимо принимать в самом начале приступа. При более позднем приеме сохраняются все побочные эффекты препаратов, а эффект становится крайне низким. Это объясняется двумя причинами: во-первых, действие простых и комбинированных анальгетиков, а также триптанов основано на противовоспалительном эффекте. Такие препараты оказывают ограниченное действие на нейроны в головном мозге и не способны прекратить активацию центральных структур после ее развития. Во-вторых, во время приступа мигрени очень рано начинает развиваться гастростаз и всасывание поздно принятых анальгетиков практически приостанавливается. Таким образом, при позднем (позже 2 ч от начала боли) приеме анальгетиков пациент получает только их негативный эффект, а полезное действие препарата осуществиться уже не может.

Более того, так как при позднем приеме эффект анальгетиков обычно крайне низкий и кратковременный, это заставляет пациентов наращивать количество принимаемых лекарств. Такой подход не только повышает риск развития гастрита и повреждения почек пациента, но и зачастую приводит к развитию нового осложнения — лекарственно-индуцированной головной боли. При этом сами анальгетики становятся причиной лишних дней головной боли. Теперь поговорим о том, почему приступы мигрени купировать необходимо.

Многие пациенты готовы стоически терпеть головную боль и сопровождающие симптомы приступа. При этом если пациент не принял обезболивающее или принял неэффективный препарат, приступ мигрени прекращается самостоятельно в течение максимум 72 ч за счет активации собственных противоболевых систем пациента. Таким образом, при частых приступах мигрени возрастает нагрузка на антиноцицептивные системы пациента, что со временем может привести к истощению этих резервов. Пациент остается беззащитным перед различными провокаторами приступов мигрени, а сами приступы становятся более частыми и длительными.

Необходимо купировать каждый приступ мигрени, а принимать следует максимально эффективные препараты и не позже чем через 2 ч после начала приступа.

Интересные разделы по лечению мигрени и головной боли: